Вперед назад к звездам :)

Инициатором проекта является Челышев Игорь Васильевич (Salter).

Начальник проектного отдела Салаев Сергей Александрович (Inneren).

 

Для определения конструктивного исполнения и последующего создания Лунника необходимо следующее:

1. Определение целей и задач, которые должен выполнять Лунник

2. Вопросы посадки

3. Определение набора систем и оборудования

4. Компоновка систем и оборудования

5. Изготовление прототипа и его испытания, доводка

6. Изготовление Лунника

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

 

1.      Определение целей и задач, которые должен выполнять Лунник

Можно выделить основные задачи Лунника:

1.1.   Посадка в заданное место на поверхности Луны.

1.2.   Обеспечение комфортных условий для космонавтов в течение вахты.

1.3.   Обеспечение условий для максимально эффективной работы горняков при проходке штольни.

1.4.   Лунник выполняет роль первичной шлюзовой камеры между безвоздушным пространством и штольней.

1.5.   Обеспечение связи между Лунником и Землей напрямую или через ретранслятор.

 

2.      Вопросы посадки

             На мой взгляд, перед посадкой в (выбранный на Земле) нужный район, Лунник должен отстрелить минимум три радиомаркера в зону посадки. После их прилунения на Земле определяются их координаты с точностью до сантиметра и привязываются к Лунной карте. Затем эти данные передаются на Лунник. При наличии радиомаркеров методом триангуляции Лунник можно будет посадить автоматически, точно в заданную область.(К сожалению, про этот способ слышал случайно, возможно что-нибудь сказал не то, заранее прошу прощения.)

         Цель миссии—посадить Лунник, врубиться в грунт и начать проходку. Никаких параллельных исследований и изучений, никаких установок приборов на поверхность, никаких экспериментов, ничего лишнего.

 

3.      Определение набора систем и оборудования

Для обеспечения выполнения поставленных перед Лунником задач  необходимы следующие системы и оборудование:

· Система жизнеобеспечения

· Система связи

· Источник электропитания

· Система управления остальными системами

· Шлюзовая камера

· Система управления остальными системами

· Система перемещения Лунника по поверхности Луны

· Система посадки Лунника, состоит из двигателей мягкой посадки и системы навигации

 

4.      Компоновка систем и оборудования

Здесь широчайшее поле для проектирования. Возможны многие варианты компоновок. Но предпочтение необходимо отдавать простым, но в тоже время эффективным и недорогим вариантам компоновки систем и оборудования Лунника.

Мое видение следующее. Лунник представляет собой некоторое подобие длинной пассажирской а/м «Газель» (простите за такую аналогию). Цилиндрической формы продолговатый корпус. В носовой части кабина управления, за ней жилой отсек на трех космонавтов, затем складской отсек, затем шлюзовой отсек. Все системы Лунника равномерно «размазаны» по внутренней поверхности Лунника. Ко всем системам должен быть доступ изнутри, т.е., при возникновении необходимости, любая из систем имеет возможность ремонта любой своей части силами космонавтов, не выходя при этом в безвоздушное пространство. В целях повышения устойчивости Лунника, большая часть систем сосредоточена внизу, под полом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задний свес Лунника должен выступать за заднюю ось на достаточное расстояние, для того, чтобы задней частью Лунник мог подъехать к склону кратера вплотную. При необходимости один или двое горняков вручную лопатой подготовят место подъезда. Склон должен иметь наклон, безопасный с точки зрения возможного обрушения породы на Лунник из-за проведения работ по проходке штольни. Напомню, основная цель этой миссии—в максимально сжатые сроки выполнить проходку первичной штольни с последующей её герметизацией.

5.      Изготовление прототипа и его испытания, доводка

После того, как Лунник будет скомпонован и прорисован, например в SolidWorks, необходимо провести комплекс тепловых, механических и пр. расчетов в соответствующих программах. Это не заменит натурных испытаний, но значительно сократит их объем и стоимость.

После проведения расчетов и оптимизации конструкции Лунника на их основе, можно приступать к изготовлению опытного образца Лунника в материале.

Для испытания Лунника выбирается какой-либо карьер, по условиям ландшафта и грунта приближенный к условиям на Луне.

Отправная точка - Лунник сел на Луну. Осуществляется процесс выбора места проходки и транспортировки Лунника до этого места своим ходом. Затем осуществляется процесс врубки и проходки штольни. При этом должны имитироваться основные условия: снаружи Лунника условно вакуум, внутри атмосфера. Работа в скафандрах (глухой мотоциклетный шлем и комбинезон с муляжом системы жизнеобеспечения ) и условное шлюзование при входе и выходе из Лунника. Это позволит отработать основные моменты по самому щепетильному участку проекта: врубка и начало проходки.

Будет наработан опыт по эксплуатации оборудования, выявятся некоторые недочеты.

 

Следующим этапом будет строительство герметичного бетонного бункера, покрытого внутри газонепроницаемой мастикой с целью откачки атмосферы. Площадь его должна быть достаточна, чтобы прототип Лунника имел возможность некоторого маневра. Бункер должен быть построен таким образом, чтобы одна его стена представляла собой стенку карьера, имитирующую склон кратера на Луне. Бункер соседними с этой стенами должен быть заглублен в грунт горизонтально для минимизации натекания атмосферного воздуха через грунт. После откачки основной атмосферы и проверки работоспособности систем повторяется процесс, описанный выше, с предварительной разбивкой по этапам:

1. условная посадка

2. условный выбор места

3. транспортировка и установка Лунника в рабочее положение

и только после многократных тренировок по условной врубке и проходке

4. реальная врубка и проходка в условиях низкой температуры и вакуума,

потому что строить каждый раз для новой врубки герметичный бетонный бункер очень накладно.

Низкая температура реализуется путем охлаждения бункера холодильной системой на жидком азоте.

В результате будет наработан бесценный опыт по врубке и проходке штольни на неосвещенной стороне Луны. Почему на неосвещенной, спросите Вы? А потому что на мой взгляд слишком дорого встанет имитация и совмещение -200 и +200 градусов в условиях бункера.

По моему мнению, врубку и проходку штольни нужно производить в  течение лунной ночи, либо в затененном от солнца участке кратера, если для питания Лунника будет использоваться солнечная энергия, а не топливные элементы. Исключив при работе Лунника большие перепады температур, мы значительно облегчим ему и персоналу условия работы.

 

6.      Изготовление Лунника

На основании проведенных испытаний строится Лунник, минимум в двух экземплярах. Один экземпляр полетит на Луну, другой будет стоять на Земле, чтобы при возникновении нештатных ситуаций персонал на Земле смог подготовить вовремя необходимые инструкции.

 

<<Назад

Лунник



Hosted by uCoz